Структура советского государства


Диссертация на тему «Становление советского государственного управления, октябрь 1917 г. Историография источники темы. Отечественная историография 1920-х - 1980-х годов: проблематика и результаты. Особенности историографического процесса конца 1980-1990-х годов. Правящая большевистская партия как субъект советского государственного управления. Большевистская доктрина государственного управления. Аппарат правящей партии в системе государственного управления 1919 - 1921 гг. Советское государственное управление к началу 1920-х годов. Система высшего и центрального управления к окончанию Гражданской войны. Структурные изменения с преобразованием Совета Труда и Обороны. Система советского государственного управления в условиях начального этапа нэп 1921—1923 гг. Внутриполитический кризис 1921 года: воздействие на управление. Формы и методы государственного управления в условиях перехода к нэп. Реконструкция государственного управления при образовании СССР. Состояние государственного управления в середине 1920-х годов. Кадровая политика в государственном управлении. Дискуссии и борьба в правящей партии в 1923-1926 гг. Введение диссертации часть автореферата На тему "Становление советского государственного управления, октябрь 1917 г. Апелляции политиков и публицистов к дореволюционному опыту, помимо непосредственно предшествующего советского опыта, на том основании, что он носит отрицательный характер, приводят к нереалистичным выводам и оценкам. Конкретно-исторический анализ советского государственного управления неизбежно наталкивает на проблемы генезиса аппарата управления. Качества государственного и общественного строя России, отложившиеся в исторических традициях, трансформировались и влияли на послеоктябрьскую систему. Осмысление советского опыта государственного управления позволяет находить материалы для преодоления исторического нигилизма в общественном сознании и приближении к объективному восприятию прошлого. Историографии темы, по определению политизированной, присущи качества, обусловленные концептуальной заданностью, цензурными и политическими условиями, политической конъюнктурой. Велико количество работ, освещающих те или иные аспекты и отдельные сюжеты, однако трудов, которые непосредственно полностью охватывали бы избранный в диссертации круг проблем. В постсоветской России советский опыт государственного управления часто воспринимается через отношение к советскому периоду истории вообще, соответственно через отношение к заведомо неприемлемым подходам официальной советской историографии. Следование концепциям авторитаризма, партократии, тоталитаризма и др. Развитие в последние годы исследований государственного управления экономикой, как единой в основных векторах, независимо от деления на дореволюционный и советский периоды, заостряет постановку темы. В рамках современных толкований роли и места традиций обнаруживается дискуссионная проблема осмысления традиций государственного управления. Историография рассматривается в 1 и 2 разд. Современная разработка теории государственного управления, внимание к ее отечественной истории побуждают к углублению исследовательских подходов. Представления о характере и методах советского государственного управления складываются на основе рассмотрения доктри-нальных, политико-пропагандистских материалов, практических мероприятий по созданию государственных структур их деятельности. В практике советского управления теоретические споры, дискуссии с налетом схоластики, завышенных ожиданий, упрощенных утопических представлений, играли вполне материальную роль. Разумеется, что характеристики управления лишь на таком основании совершенно недостаточны. Но без них понять природу, а, следовательно, механизм советского государственного управления, не представляется возможным. В конкретно-исторических условиях послеоктябрьской России установки, закрепленные в государственных и партийных директивных документах, исходящие от представителей партийно-государственной элиты, обладали регулирующей силой. Приоритеты в пользу внеэкономических методов диктовали особые качества системы управления, характеризующиеся решающей ролью бюрократически централизованных структур, карательно-репрессивных органов, идеолого-политических государственных учреждений. Практика советского государственного управления определялась решающим первенством политики над экономикой в теории и декларациях можно встретить иные подходычто находило свое выражение в директивном характере управления, широко использовавшим методы администрирования и внеэкономического принуждения. Место коммунистической партии в государственном управлении и фактическая роль ее руководящих органов как субъекта управления не регулировались законодательством, хотя в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов роль партии в общественно-политической системе советского общества была закреплена. Отсутствие законодательства компенсировалось решающим приоритетом решений высших учреждений компартии, имевших силу закона, и практикой функционирования всей системы государственного управления. Роль в системе управления правящей Коммунистической партии реализовывалась в значительном диапазоне: от « диктатуры партии» до ее огосударствления и внутреннего разложения, как политической партии и несущей конструкции государственного управления. Широко распространенные представления о « господстве коммунистической партии» требуют уточнения ее места в системе государственного управления, применительно к конкретно-историческим этапам. Пихоя, исходя из того, что « КПСС как массовая политическая организация, выполнявшая как непосредственно, так и через партийные организации управленческие функции, исключала возможность для своих членов участвовать в принятии решений», подчеркивает: «Власть в СССР - это, безусловно, не власть КПСС»1. При анализе истории советского государственного управления, определении предмета исследования автор исходит из современных подходов к определению понятия « государственное управление». Радченко при анализе отечественной историографии по проблеме замечает: «В России наука государственного управления формировалась в пределах науки административного права. В современной теории государственного управления выделяются позитивные его составляющие: «государственное управление — это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности интересы, общезначимые цели и воля общества»3. Особое значение в современной теории государственного управления придается системному его характеру4. Авторы труда под 1 Пихоя Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Развитие науки государственного управления. Основы теории государственного управления. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Теория, практика искусство управления. Учебник для вузов по специальности « Менеджмент». Козбаненко, посвященного теории и организации государственного управления, исходят из того, что рациональное объяснение его социальной природы и содержательной сущности возможно с позиций всестороннего рассмотрения и как системы, и как процесса. «Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата государственные органысистему государственной бюрократии персонал государственной службысовокупность реализуемых функций используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. Для историографии государственного управления в России важно отметить употребление понятия системы в одной из первых работ обобщающего характера. Юрист Александр Вицын в «Кратком очерке управления в России от Петра Великаго до издания общаго учреждения министерств», увидевшей свет в 1855 году, широко оперировал понятием « система» и рассудительно замечал: «достоинства и недостатки той или иной системы управления показывает лишь опыт, а опыт всегда требует времени»6. Краткий очерк управления в России от Петра Великаго до издания общаго учреждения министерств. В историческом рассмотрении принципиально важны специфические черты государственного управления среди всех видов управления, которые выделяет По его верному определению, в государственном управлении «управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею. Отсюда все проблемы, по существу исторического значения, состоящие в том, каково государство, что и как оно делает, какие ставит цели и каким образом их претворяет в жизнь» Специфическое свойство государственного управления — распространенность на все общество. При этом даже тоталитарное государство не в состоянии осуществить тотальный контроль над обществом. Проблема соотношения собственно государственного управления и управления присущего самому обществу связана в решающей степени с состоянием самого общества. Субъект управления — государство придаёт государственному управлению свойство системности7. В 1920-е годы государственное управление находилось в состоянии динамической эволюции. Имеется в виду развитие на собственной основе, когда сущностные черты развивающейся системы, т. В современных исследованиях утверждается системный подход к рассмотрению сфер государственного управления. Соотношение экономики и политики. Системный анализ партийно-государственного управления советской культурой. Освещение послеоктябрьской истории государственного управления в России основывается, прежде всего, на характеристиках качеств и особенностей советской государственной системы, ее структуры, целей и методов управления в процессе их становления и эволюции. В литературе обосновываются различные варианты определения структуры советского государственного управления. Кор-жихина, основываясь на декретах II Всероссийского съезда Советов, определяла систему органов власти и управления таким образом: Всероссийский съезд Советов — верховный орган государственной власти; ВЦИК — исполнительный орган съезда и носитель высшей власти в период между съездами; СНК — рабоче-крестьянское правительство, исполнительно-распорядительный орган управления; народные комиссариаты комиссии - центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни; Советы на местах — местные органы государственной власти и управления8. Гимпельсон применительно к периоду 1917-1920 гг. В новейшем справочнике по органам государственной власти 8 Коржихина Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 — декабрь 1991. Советские управленцы 1917-1920 годы. Ивкин относит к высшим органам власти и управления СНК, Совет Министров, ГКО СССР и некоторые другие10. При определении структуры рассмотрения советского государственного управления следует иметь в виду изменения законодательного, исторического порядка, а также особенности организации и функционирования системы управления. Выделяются, при менительно к 1920-м гг. Определение уровней советского государственного управления имеет различные толкования, прежде всего, вследствие отсутствия в нем разделения властей. Советы всех уровней объединяли исполнительную и законодательную власть, более того, на начальных этапах советского строительства Советы имели и судебную власть. Основополагающий принцип неизбежно влек за собой смешение и делегирование полномочий и функций управления, известный параллелизм в деятельности государственных учреждений, создавал широкие возможности для бюрократического администрирования и чрезвычайщины. Правительство в ряде случаев иные государст 10 Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления их руководители. Основная особенность советского законодательства определялась соединением законодательной исполнительной деятельности, слиянием управления с законодательством. Принятие совместных постановлений СНК СССР и ВКП бставших «важнейшими директивными указаниями по самым разнообразным вопросам народно-хозяйственной и культурной жизни страны», вошло в практику с 1931 г. Структурирование в рассмотрении советского государственного управления имеет сложности иного порядка: роль органов государственного управления всех уровней выполнялась подменялась соответствующими руководящими партийными органами. Практика совмещения партийных и государственных постов прежде всего высшихпричем в нескольких органах государственного управления, делает попытку исчерпывающего структурирования еще более проблематичной. Полномочия и функции высшего и центрального государственного управления принадлежали Центральному Комитету, Политбюро, Секретариату, Оргбюро ЦК, Центральной контрольной комиссии правящей Коммунистической партии. Важнейшую роль в организации и функционировании управления играли партийные органы нижестоящих уровней. Однако на различных этапах эта роль не была одинаковой. Убедительно определяет направление изучения проблемы Соколов: «Роль партии в истории советского общества должна рассматриваться не в качестве независимого политического механизма, а своего рода социально-властного института, сложившегося в конкретных исторических обстоятельствах и выполнявшего определенные общественные функции»11. Особенности советской системы государственного управления на стадии становления определялись следующими факторами: 1. Инерционность социума и экономики, культурно-исторические традиции. Последствия системных политических и экономических кризисов, войн и революций. Воздействие доктринальных установок и проецируемых ими категорий. Вынужденные импровизации и последствия стихийных процессов, которые с трудом поддавались воздействиям управленческих структур. Объект исследования представляет собой систему советского государственного управления в конкретно-исторических параметрах. Данная система рассматривается как определенный тип государственного управления, сформировавшийся в исторических и национальных условиях России. В понятие объекта исследования входит совокупность организационных структур государственного аппарата высшего, центрального и местного уровней, их кадровое обеспечение, функциональные параметры, избираемые средства и методы. Рассмотрение советской системы государственного управления исходит из определения правящей партии в качестве субъекта управления. Материалы II Научных чтений памяти академика Предмет исследования включает в себя основные параметры объекта изучения: во-первых, доктринальные и политические установки правящей большевистской партии в их отношении к процессу становления и эволюции государственного управления, формирования государственной идеологии; во-вторых, руководящие структуры правящей партии в их взаимодействии с государственv ными структурами управления; в-третьих, аппарат управления на высшем и центральном уровне с проекциями на нижестоящие уровни; в-четвертых, кадровую политику, формирование номенклатурной системы; в-пятых, борьбу в партийно-государственном руководстве, как фактора развития системы государственного управления. Определение предмета исследования требует учета объективных условий становления советской системы государственного управления: инерционность социума и экономики, культурно-исторические традиции; последствия системных политических и экономических кризисов, войн и революций; вынужденные импровизации и воздействие стихийных процессов, которые с трудом поддавались воздействиям управленческих структур. Цель диссертационного исследования состоит в приобретении новых знаний о существе системы советского государственного управления, раскрытии механизмов взаимодействия ее структур, характерных особенностей ее становления. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи исследования: - Охарактеризовать состояние историографии темы, основных концептуальных подходов к ее изучению. Соответственна предмету исследования и поставленным задачам его изучения структура диссертации. Хронологические рамки диссертационного исследования включают период с момента Октябрьской революции до середины 1920-х гг. Доктринальные установки на скорую ожидаемую победу мировой революции в основном исчерпали себя, происходило утверждение курса на построение социализма в одной стране. Это имело решающее значение для утверждения планово-централистской, автархической модели государственного управления и соответственным методам управления. В партийно-государственном руководстве произошли решающие перестановки, т. Активизация антинэповских законодательных и организационных мероприятий определяла утверждение новых качеств системы управления, окончательно закрепившихся в 1927-1928 гг. Процесс становления - приобретения определенных признаков и форм - системы государственного управления происходило в эволюции, т. Основные политические, социально-экономические факторы, влиявшие на такие изменения, достаточно исследованы. При этом часто не учитывается, что учреждения управления обладали определенной силой инерции форм и методов, кадрового состава, имели собственные корпоративные интересы. Территориальные рамки связаны с рассмотрением государственного управления в рамках РСФСР. С образованием СССР высшие органы государственного управления РСФСР были преобразованы в высшие органы государственного управления СССР. Органы управления РСФСР в составе СССР в условиях одной столицы работали в тесном взаимодействии, порой непосредственной включенности в общесоюзные структуры. Специфика взаимоотношений республиканских и союзных структур представляет собой предмет специального рассмотрения. Необходимые пояснения к терминологическому аппарату имеют в виду не создание новых определений, а уточнения смыслов применительно к избранной проблематике и логике исследования. Государственное управление понимается как воздействие государства на общество с целями установления определенного порядка, качеств и достижения желаемых результатов. Система государственного управления включает в себя определенные структуры учреждениякоторые функционируют в конкретно-историческом времени как единое целое. Понятие системы рассматривается как нечто противостоящее хаосу и включает в себя цели, которые она ставит в процессе функционирования, определенные качества параметров объектов, входящих в систему, их V взаимосвязи, иерархию, степень целостности и обособленности. Качественные особенности системы советского государственного управления определялись с момента возникновения ролью, которую играла правящая большевистская партия в. Место партии, как субъекта управления, в системе государственного управления определяется тем, что реальные полномочия и функции принадлежали не партии в целом как общественной организации, а ее руководящим структурам, в соответствии с иерархией. Доктрина государственного управления в советской системе играла особую роль. Доктрина учение, совокупность основных теоретических посылок большевистской партии определяла общий характер и цели государственного управления. При этом доктри-нальные установки оцениваются не с точки зрения их научного и реалистичного содержания, а с точки зрения того, какие политические решения формировались под их влиянием, какие подходы к формам и методам государственного управления ими определялись. Принципиально важно подчеркнуть, что большевистская доктрина государственного управления эволюционировала. Партийно-государственное руководство как термин означает с одной стороны, единство персонификации государственного партийного и государственного руководства совмещение постовс другой выражает определенные качества системы государственного управления в делом и место партии в. Методология и методы исследования. Определяющими являются принципы объективности, историзма, комплексности подходов. Применительно к предмету исследования особую методологическую важность представляют принципы системно-структурного анализа, поскольку управление рассматривается как система, формирующаяся и действующая в определенных исторических условиях. Хронологический, историко-генетический методы важны для осмысления проблемы традиций, раскрытия сущности эволюции системы и понимания развития механизмов управления. Ретроспективный метод дает возможность осмысления, путем обратного теоретического хода, природы и сущностных характеристик советского государственного управления. Принцип историзма в исследовании реализуется также в историко-логическом анализе предпосылок и становления системы управления. Гегель, предпосылки «употребляются как материал для предмета и, следовательно входят всодержание предмета»12. Это означает, что предпосылки специфическим образом переходят в управление на стадии его становления. С другой стороны, реальности возникшей системы управления не исчезают, а переходят в последующие стадии. Другими словами, в истории государственного управления нет отгороженных друг от друга этапов, поскольку в каждом содержатся элементы предыдущего и начала последующего. Важное значение имеют методологические установки современного источниковедения: комплексность в рассмотрении использовании источников, изоморфность подобие источниковой базы предмету иссле 12 Гегель Классификация и подход к источникам с точки зрения определения их содержательного единства, зафиксированного в решении сходных задач, составляет принцип анализа использования источников. Цель диссертационного исследования состоит в приобретении новых знаний о существе системы советского государственного S управления, раскрытии механизмов взаимодействия ее структур, характерных особенностей ее становления и этапов эволюции. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи исследования: охарактеризовать состояние историографии темы, проанализировать основные концептуальные подходы к ее изучению; определить круг источников, позволяющих проследить эволюцию системы государственного управления с 1917 г. Новизна работы состоит в том, что на основе широкого анализа историографии темы и целостного комплекса новых источников история советского государственного управления впервые исследуется как система, в ее становлении — приобретении определенных признаков и форм и эволюции — процессе изменения качеств доктрины и системы, составляющих ее структур, форм и методов функционирования в определенных исторических условиях первых лет существования советского государства. При таком системном подходе впервые в комплексе рассмотрены и проанализированы докгринальные основы данной системы. В контексте системного подхода процесс становления советского государственного управления рассмотрен с учетом исторических традиций, что позволило более полно, объективно осмыслить сложный и противоречивый процесс становления и эволюции советской системы государственного управления. Исследование системы государственного управления делает целесообразным выделение таких групп источников, в которых раскрываются законодательные основы, в части определения структуры, статуса и компетенции органов управления; документы, определяющие цели и методы государственного управления теоретические, программные, политические ; источники, характеризующие организационные и содержательные параметры органов и учреждений управления; источники, содержащие материалы для определения степени эффективности органов управления. Задачи, поставленные в исследовании, решаются на основе следующих источниковых комплексов, подробнее характеризуемых в 3-м разделе 1-й главы: Во-первых, законодательные источники. Во-вторых, документы правящей партии. В-третьих, работы и документы партийно-государственных лидеров и деятелей системы управления. В-четвертых, делопроизводственные документы государственных структур, как опубликованные, так и архивные. В-пятых, источники личного происхождения. Результаты изучения темы отражены в монографии « Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы», статьях, в том числе в изданиях Института Российской истории РАН «Реформы и революции в России. Материалы международной конференции», т. Положения диссертации отражены в рецензиях в журналах « Вопросы истории КПСС», «Исторический архив», « Отечественная история», двух учебных пособиях, отмеченных первой премией Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Общий объем публикаций по теме диссертации 80,6 п. Положения и выводы по отдельным проблемам апробированы на одиннадцати региональных, общероссийских и международных научных конференциях, в том числе на Международной научной конференции «Реформы и революции в России в XX веке» Москва, 2001 г. Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в дальнейших научных исследованиях по истории государственного управления в России, истории государственных учреждений и советского партийно-государственного руководства, истории советского общества в целом, особенно проблем его начального этапа. Они могут быть использованы для разработки учебных лекционных курсов, спецкурсов, учебников по отечественной истории. Полученные результаты могут быть полезны в решении практических вопросов современного государственного управления. Диссертационное исследование находится в русле научных программ Российской академии государственной службы. Выводы применительно к анализу проблемы состоят в том, что советская система управления восприняла от предшествующей системы часть структур, персонала и методов, развиваясь в режиме восприятия черт и элементов предшествующих этапов, в особенности I мировой войны. Попытки выделения « чистых» этапов в развитии систем управления в теории признаны несостоятельными. Военно-коммунистические формы и методы советского управления явились производными от воздействия комплекса факторов, в числе которых была и доктринальная составляющая. Последствия состояли в утверждении военно-административных, насильственных методов, колоссальных бедствиях, которые породили резкую дифференциацию масс на высоко активную часть, устремившуюся к открытым возможностям участия в управления и пассивно смиряющуюся. Фактором стабилизации системы стала правящая партия, действовшая методами, основанными на собственном понимании политической целесообразности. Правящая партия не растворялась в Советах, которые вовлекали массы, обеспечивали возможность отбора кадров по заданным критериям, служили орудием социальной стратификации, занимались повседневной управленческой деятельностью. Советы как органы государственного управления блокировались вертикальными федеральными структурами, прежде всего в экономической сфере. Однако этот процесс нельзя оценивать однозначно, поскольку в ином случае процессы атомизации провинций, начавшиеся после Февральской революции и усугубленные Гражданской войной, вели к хаосу. План реорганизации Совета труда и обороны, предпринятый с 1920 г. Следует подчеркнуть, что под управлением экономикой понимался комплекс задач, охватывающий управление производством, учетно-распределительные, продналоговые, административно-командные функции. Характер государственного управления определился как утвердительно тяготеющий к изживанию следов плюрализма, следовательно, наличия демпферов и противовесов в управлении. Кризисы нэпа и состояние государственного управления в них, с очевидностью показали отсутствие перспективы сочетания взаимоисключающих начал: многоукладной рыночной экономики, находящейся в хроническом кризисном состоянии, и монопартийной политической системы. Достижения в области восстановления народного хозяйства носили до известной степени условный характер, поскольку сравнение ряда показателей с уровнем 1913 гг. Более того, как показывали острейшие дискуссии, успехи не снимали, а до известной степени обостряли угрозы новых, еще более серьезных экономических и политических кризисов. Хозяйственная перестройка, заключавшаяся в начале нэп в ликвидации системы главков и преобразования в тресты, означала сохранение тех же принципов управления однородными производствами, осуществление монополии, что позволяло перекладывать на потребителя высокие издержки производства. Экономические и технологические связи заменялись бюрократическими управленческими структурами. Создание системы трестов, представлявших иерархическую производственную структуру, построенную по производственно-технологическому принципу, привело к возникновению монополий, действовавших вопреки реалиям многоукладной экономики. Экстенсивные ресурсы были ограничены, кризисы нэп носили хронический характер и обостряли проблемы создания конструктивных качеств системы. ВСНХ реорганизуется, вновь, как при военном коммунизме создаются главки по отраслям промышленности, хозяйственный расчет трестов сворачивается. Усиление регулятивной директивной роли ВСНХ приводит к гипертрофии его управленческих функций, вытесняющих экономические методы в управлении. Участники системы управления были уверены в том, что свойственные ей пороки и недостатки обусловлены « пережитками», трудностями роста, давлением враждебных сил внутри страны извне и т. Понятие « бюрократизм» приобрело характер широкого обобщения, больше напоминавшего эвфемизм: под « бюрократизмом и волокитой» понимались чуждые новой системе управления качества - временные и подлежащие искоренению. Бюрократизм предполагалось « изживать» путем ужесточения фундаментальных качеств складывающейся системы управления: централизованный и в то же время всеохватывающий государственный контроль, усиление вмешательства и контролирующей роли партии, последовательное проведение принципа « классовой чистоты». Соответственно и меры по « совершенствованию и укреплению» носили характер ответа на внешние чуждые влияния, на практике выливались в кампании и формализованные мероприятия. На определённых этапах подобные подходы были вполне обусловленными реальными возможностями системы на этапе становления и в чрезвычайных условиях давали определённые, достигнутые экстенсивными методами результаты. При этом сформировались органические качества системы: уверенность в необходимости и эффективности насилия, мер контрольно-репрессивного характера, мобилизационно-штурмовых милитарных методов. Однако масштабы, инерция, свойственные системе управления, потребности рутинной управленческой повседневности не позволяли подобного рода методам стать единственными исчерпывающими. Неизбежные потребности вовлечения профессионалов в управление, наличие консервативных управленческих структур создавали ситуацию их отрыва от политизированных споров и приводили к их известной автономии. Несмотря на очевидное понимание роли профессионалов в производстве и управлении, настороженное и враждебное отношение к ним было свойственно по понятным причинам не только массам, но и представителям партийно-государственной элиты. В середине 1920-х гг. Документы экономических органов и учреждений государственного управления, непосредственно связанных с практикой, показывают бюрократическую повседневность, не обремененную док-тринальными абстракциями. Политический сектор управления стремился « овладеть», подчинить своему непосредственному контролю и руководству автономную экономическую часть системы управления. Неизбежные проблемы, возникающие при этом, решались в середине и второй половины 1920-х гг. В первой половине 1920-х гг. Оформление номенклатурной системы создавало условия для управления определяющими сегментами кадровой политики. Эти процессы не могли сопровождаться адекватными успехами в обеспечении образовательного и профессионального уровня, что и рождало проблемы кадрового обеспечения управления, особенно болезненные уже в силу масштабов на средних и низших уровнях. Партийные руководящие структуры, в первую очередь высшие, вникая во все проблемы управления, не растворялись в государственных учреждениях и не вставали над ними лишь в качестве директивных органов, прежде всего потому, что материалы для решений готовились в недрах профессиональных структур управления. Концентрация политических и властных полномочий Политбюро в изучаемый период не означала его превращения в высший орган государственного управления. Более того, в 1923-1926 гг. Политбюро развивалось по пути агрегирования - синтеза ряда параметров системы в параметры более высокого уровня. Процесс этот был противоречив и происходил в условиях разрешения через конфликты, фактором и формой которых была борьба в партийно-государственном руководстве. Система управления показала такое важнейшее свойство как способность к изменению целей при изменении собственных параметров, которая обозначается как живучесть. Смена важнейшей доктринальной установки на мировую революцию курсом на построение социализма в одной стране означала окончательный отказ от режима « ожидания» в режим « опоры на собственные силы», что выдвигало на первый план придание системе государственного управления свойств жесткой управляемости, основанных на директивном планировании и внеэкономических методах принуждения. Выбор модели государственного управления был, в сущности, ограничен. Страна после 7-8 лет непрерывных войн, двух революций во внешнеполитических условиях, явно неблагоприятных для установившегося политического режима, находилась перед очевидной опасностью утраты национальной самостоятельности. В середине 1920-х гг. Политическая составляющая системы управления, развиваясь на началах иерархии и унификации, инициировала усиление бюрократических структур и рассматривала их, в свою очередь, как объект собственного управления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Советское государственное управление представляло исторически сложившийся тип государственного управления, в первое десятилетие развивавшегося по следующим векторам: укрепление системы управляемых Советов; военно-мобилизационная административная система; утверждение. На вопрос о преемственности государственного управления Империи и советского государственного управления часть отечественных и западных публицистов и ученых отвечает утвердительно, исходя из различных оснований: характерной бюрократизации, сакрализации власти, традиций « полицейского государства», определяющей роли государства в процессе модернизации, идеократии и др. Представить возникновение и эволюцию советского государственного управления вне роли и влияния традиций можно лишь при игнорировании реальной практики управления, состояния его объекта. Однако принципиальные различия дореволюционной и советской систем управления порождают серьезные дискуссии. Очевидно, сама природа традиций не позволяет сведений к прямолинейным и однозначным « парным» определениям. Динамичность и противоречивость реальности сублимировали традиции, порождавшие новации на матричных основаниях. Исследовательские попытки поиска « преемственности» в « воспроизведении» традиций, будь то проблема « старых специалистов» или непривлекательные черты « российской бюрократии», дают важные конкретные результаты, но имеют спорные позиции в характеристиках системы управления в целом. Успехи социальной истории, разработка конкретных проблем развития институтов управления, учреждений создают возможности для обновления подходов к проблемам традиций. В диссертации исходная позиция состоит в том, что качественная новизна советского государственного управления очевиднее всего определялась революционными политическими и социально-экономическими преобразованиями, происшедшими после Октябрьской революции. Известное воспроизведение прежних структур и методов, использование кадров наполнялись в новой ситуации иным содержанием. Вместе с тем, революционная риторика первых лет советской власти, в условиях завышенного уровня массового ожидания, сменялась все более прагматическими установками, направленными на сохранение власти, государственности, противостояние хаосу и внешним угрозам с широким использованием методов внеэкономического принуждения, насилия и террора на основе однопартийности и государственности мобилизационного типа. Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Макаров, Владимир Борисович, 2002 год 1. Архивные источники Государственный архив Российской Федерации ГАРФ Российский государственный архив социально-политической истории РГАСПИ 1. Российский государственный архив экономики РГАЭ 1. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области ГОПАНО 1. Издания законодательных актов 16. Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности. Сборник действующих узаконений с кратким комментарием и приложением примерного устава акционерного общества и договора полного товарищества. Законодательство о трестах и синдикатах. Законодательство о трестах, синдикатах и органах регулирования промышленности. Сборник документов 19171957 гг. Сборник важнейших постановлений и распоряжений по труду РСФСР и СССР на 1 июля 1923 г. Сборник декретов, постановлений, циркуляров и распоряжений по социальному обеспечению. Сборник декретов и постановлений по народному комиссариату земледелия. Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству. Сборник документов и материалов по истории СССР Советского периода 1917-1958 гг. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. Советская политика за 10 лет по национальному вопросу в РСФСР. Систематический сборник действующих актов правительства СССР и РСФСР по делам национальностей РСФСР. Октябрь 1917-ноябрь 1927 гг. Документы Съездов Советов РСФСР-СССР 30. Первый съезд Советов СССР. Второй съезд Советов СССР. Третий съезд Советов Союза ССР. Четвертый съезд Советов СССР. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Четвертый Чрезвычайный съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Пятый Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Шестой Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских,казачьих и красноармейских депутатов. Седьмой Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и трудовых казачьих депутатов. Восьмой Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Девятый Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Стенографический отчет, 22-28 декабря 1921 года. Десятый Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. На пути к « социалистическому унитаризму». Из новых документов 1922 г. Съезды Советов в документах. Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сборник документов в трех томах. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сборник документов в семи томах. Документы правящей партии 47. Седьмой экстренный съезд РКП б. Двенадцатый съезд РКП б. Тринадцатый съезд РКП б. Четырнадцатый съезд ВКП б. Четырнадцатая конференция ВКП б. Пятнадцатый съезд ВКП б. Коммунистическая оппозиция в СССР. Покровский авторвступительной статьиС. Всероссийская перепись членов РКП 1922 года. Всероссийская перепись членов РКП 1922 года. Всероссийская перепись членов РКП 1922 года. Из истории образования СССР. Стенограмма заседания секции XII съезда РКП б по национальному вопросу 25 апреля 1923 г. Каким должен быть коммунист. Старая и новая мораль. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ленинский призыв РКП б. Документы и материалы дискуссии 20-х годов. Партия в цифровом освещении. Материалы по статистике личного состава партии. Переписка секретариата ЦК РСДРП б с местными партийными организациями. Переписка Секретариата ЦК РКП б с местными партийными организациями. Переписка Секретариата ЦК РКП б с местными партийными организациями июнь- июль 1919 года. Политбюро ЦК РКП б — ВКП б. Протоколы конгрессов Коммунистического Интернационала. РКП б в цифрах. Руководящие кадры РКП большевиков их распределение. Состав руководящих органов Центрального комитета партии Политбюро ПрезидиумаОргбюро, Секретариата ЦК 1919— 1990 гг. Сталинское Политбюро в 30-е годы. Документы органов государственного управления 75. Алфавитно-предметный указатель к действующим приказам и циркулярам по ВСНХ РСФСР, а также к приказам и циркулярам 76. ВСНХ СССР, распространяющимся на промышленность РСФСР за 1921-1. Аппарат низовых Советских органов. По материалам обследования НК РКИ РСФСР. Архив новейшей истории России. Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Сборник документов 1917-1922 гг. Деятельность органов партийно-государственного контроля по совершенствованию государственного аппарата от XII до XVI съезда партии. Доклад Комиссии ВЦИК по пересмотру учреждений РСФСР Президиуму ВЦИК. Материалы по организационному вопросу. Избирательная кампания по выборам в Советы РСФСР в 1924-1925 гг. Краткая характеристика деятельности ВЦИК и СНК Краткий обзор деятельности Наркомата путей сообщения в 1920 г. Материалы к докладу VIII съезду Советов. Краткий обзор деятельности НКВД за 1923 г. Краткий обзор деятельности центральных управлений НКПС в 1920 г. К докладу съезду Цектрана. Материалы о деятельности СНК, СТО и центральных правительственных учреждений за первое полугодие после X съезда Советов. Январь — июнь 1923 г. Материалы о работе Наркомата труда и его местных органов за 1921 г. Материалы совещания местных органов ВСНХ РСФСР 28 ноября 2 декабря 1924 г. Наркомат просвещения к девятому Всероссийскому съезду Советов. Наркомат путей сообщения в 1920 году. Материалы по работе центральных учреждений и местных органов железнодорожного и водного транспорта. К VIII съезду Советов, 20 декабря 1920 г. Народное образование по основному обследованию 1920 г. Научные достижения в промышленности и работы Научно-технического отдела ВСНХ. Обзор деятельности Наркомата социального обеспечения за 1921 г. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР 1917-1975. Сборник документов и материалов. Отчет IX Всероссийскому съезду Советов о деятельности Нар-комздрава за 1921 год. Отчет ВСНХ VIII Всероссийскому съезду Советов. Отчет Наркомата здравоохранения XII Всероссийскому съезду Советов. Отчет Наркомата земледелия РСФСР за 1921 г. Отчет Наркомата земледелия РСФСР за 1922 г. Отчет Наркомата земледелия РСФСР за 1923 г. Отчет Наркомата социального обеспечения IX Всероссийскому съезду за 1921 г. Отчет Наркомздрава к VIII съезду Советов. Отчет Наркомзема РСФСР XII Всероссийскому съезду Советов за 1923-1924 гг. Отчет Народного комиссариата труда о его работе в области помощи голодающим за 1921 г. Отчет о деятельности НКВД за первое полугодие 1921 г. Отчетный доклад Наркомата здравоохранения III сессии ВЦИК X созыва. Положение о ВСНХ СССР. Проект, вносимый СНК СССР на утверждение III сессии ЦИК СССР. Положение о местных органах ВСНХ. Положение о Наркомате внутренних дел. Положение о Наркомате труда СССР. Проект, вносимый СНК СССР на третью сессию ЦИК СССР. Положение о Наркомате финансов СССР. Проект, вносимый СНК СССР на третью сессию ЦИК СССР. Положение о Народном Комиссариате по просвещению. Положение о Центральном управлении государственной спиртовой монополии Госспирт. Положения инструкции по организации Наркомата почт и телеграфов и его местных органов 1922-1926 гг. Положения инструкции управлений и учреждений ВЦИК. Протоколы Президиума Высшего совета народного хозяйства. Протоколы Президиума Высшего совета народного хозяйства. Протоколы Президиума Высшего совета народного хозяйства. Протоколы Президиума Госплана СССР. Прошу принципиального согласия сосредоточить это дело в ВЧК» Документы РЦХИДНИ. Сборник документов и материалов. Сборник постановлений и распоряжений Главполитпросвета. Сборник приказов и циркуляров по ВСНХ СССР и РСФСР за1924-1925 гг. Сборник постановлений и приказов по промышленности. Сборник приказов и циркуляров по ВСНХ СССР и РСФСР за 1924-1931 гг. Сборник приказов по ВСНХ и его главным и функциональным управлениям. Сборник стенограмм заседаний Промышленного Совета. Сводные данные о числе осужденных по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940 гг. Лубянка Сталину о положении в стране 1922-1934 гг. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 томах. Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах 1917-1932. Советы, съезды Советов исполкомы Материалы к изучению советской системы управления. Структура и состав ВСНХ в центре и на местах в 1921 г. Труды II съезда Советов народного хозяйства. Доклад Комиссии СНК СССР по изучению тяжести обложения населения Союза. Управление народным хозяйством СССР. Устав Государственного российского сельскохозяйственного синдиката Госсельсиндикат. Устав железных дорог РСФСР, утвержденный СНК 12 июня 1922 г. Бюллетень IV Всероссийского съезда совнархозов. Итоги десятилетия советской власти в цифрах. Итоги нэп за 1921-1922 гг. Сборники документов и материалов 159. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 19191921 гг. Хрестоматия по истории России 1917-1940 гг. Кронштадская трагедия 1921 года. Работы партийных и государственных деятелей 164. Администратор и специалист в советской промышленности. История и организация науки и техники. Проблемы теории и практики социализма. Органы государственной власти на местах. Советы, исполкомы и съезды Советов. Строительство Советской власти на местах. Очередные задачи промышленной политики. Основные вопросы хозяйственного строительства СССР. Каким быть плану: дискуссии 20-х годов. Единый хозяйственный план и единый хозяйственный центр. Очерки по организации народного хозяйства. Вопросы укрепления и улучшения работы во-лисполкомов и сельсоветов. Хозяйственные проблемы РСФСР и работы государственной общеплановой комиссии Госплан. Доклад Общеплановой государственной комиссии IV съезду совнархозов. К итогам работы Госплана за период с марта 1921 г. Товарообмен и плановая работа. Десять лет хозяйственного строительства в СССР. Научные работники и социалистическое строительство. Вступительное слово при открытии Пятого съезда Госпланов март 1929 г. Единый хозяйственный план и Комиссия использования. Новая экономическая политика и плановое распределение. Сборник экономических статей Героический период Великой Русской Революции. Задачи ЦКК и РКИ. Доклад на курсах работников РКИ 16 июня 1925 г. Индустриализация страны и режим экономии. Итоги и перспективы хозяйственного строительства СССР. Планирование народного хозяйства СССР. Итоги, пути, выводы новой экономической политики. Хозяйство, буржуазия, революция, госаппарат. Частный капитал в СССР. Алкоголизм промышленных рабочих и борьба с. Новые законы против алкоголизма и противоалкогольное движение. Очерк хозяйственной жизни и организации народного хозяйства Советской России. Чрезвычайные комиссии в борьбе с контрреволюцией. Внутренняя торговля 1923 года. Государственное регулирование торговли и биржи. Удержат ли большевики государственную власть? Второй Всероссийский съезд Советов рабочих исолдатских депутатов. Доклад о земле 26 октября 8 ноября. Главная задача наших дней. Очередные задачи советской власти. Заключительное слово по Политическому отчету Центрального Комитета 8 марта. О « левом» ребячестве и о мелкобуржуазности. Тезисы по текущему моменту. Доклад о борьбе с голодом. Ценные признания Питирима Сорокина. Речь на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Успехи и трудности советской власти. Об обмане народа лозунгами свободы и равенства. Проект программы РКП б. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. Речь на III Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 27 января 1920 г. Постановления Политбюро ЦК РКП б в связи с нарушением партийной дисциплины членами фракции ВЦСПС. Детская болезнь « левизны» в коммунизме. Об организации связи между хозяйственными наркоматами. Из доклада о концессиях. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Об едином хозяйственном плане. Речь на собрании партийного актива г. Москвы 24 февраля 1921 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря. X съезд РКП б. Доклад о единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне. О продналоге, о свободе торговли, о концессиях. Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о единстве партии. Речь на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 г. Наказ от СТО местным советским учреждениям. Проект постановления СТО о местных экономических совещаниях, об отчетности и о руководстве Наказом СТО. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. Новая экономическая политика и задачи полит-просветов. О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК. XI съезд РПК б. Речь при закрытии съезда 2 апреля 1922 г. Лучше меньше, да. Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции. Доклад на IV Конгрессе Коминтерна 13 ноября. XI съезд РПК б. Речь при закрытии съезда 2 апреля 1922 г. О придании законодательных функций Госплану. Как нам реорганизовать Рабкрин. Предложение XII съезду партии. В Московскую губернскую комиссию по проверке и очистке партии. « Я прошу записывать меньше: это не должно попадать в печать». Ленина на IX конференции РКП б 22 сентября 1920 г. Внешняя и внутренняя торговля СССР. Вопросы социалистической реконструкции сельского хозяйства. История экономического развития СССР 1917-1927. Народное хозяйство Советской России. Краткий очерк организации управления и положения промышленности Советской России. Новый период мировой экономики. Курс лекций по экономике переходного периода. О хозяйственном положении и основных задачах нашей политики в городе и деревне. Научные достижения в промышленности и работы НТО ВСНХ СССР. Статьи, речи и доклады О едином хозяйственном плане РКИ в борьбе за улучшение советского аппарата. Борьба за улучшение советского аппарата. Итоги Генуэзской конференции и хозяйственные перспективы Европы. О морали и классовых нормах. Экономические кризисы при Нэпе. Стенограмма доклада, читанного в Социалистической академии 1 ноября 1923 года. Опыт теоретического анализа советского хозяйства. Основной закон социалистического накопления. За что нас исключили из партии? Коммунистическая оппозиция в СССР. Пути развития: дискуссии 20-х годов К вопросу о капитале государственной промышленности. В чем сущность реформы Рабкрина. НОТ, РКИ и партия. К постановке вопроса о технике управления. Избранные произведения в трех томах. Пять лет новой экономической политики. Состав Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. По материалам партийной переписи 1927 года. На пути к твердой валюте. Ленин, как организатор и вождь РКП. Речь при открытии I Всероссийского совещания ответственных работников РКИ. К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов. Отчет об организационной деятельности ЦК на 323. XII съезде РКП б 17 апреля 1923 г. О политической стратегии и тактике русских коммунистов. Набросок плана брошюры, опубликовано впервые. Доклад о партийном строительстве на расширенном собрании Красно-Пресненского районного комитета с групповыми организаторами, членами дискуссионного клуба и бюро ячеек 2 декабря 1923 г. О дискуссии, о тов. Рафаиле, о статьях тт. Преображенского и Сапронова и о письме тов. Об очередных задачах партстроительства. Доклад на XIII Всесоюзной конференции РКП б 17-18 января 1924 г. Лекции, читанные в Свердловском университете. Организационный отчет Центрального Комитета 330. XIII съезду РКП б 24 мая 1924 г. Заключительная речь по организационному отчету ЦК 27 мая 1924 г. Политический отчет ЦК XIV съезду ВКП б 18 декабря 1925 г. Заключительное слово по политическому отчету ЦК XIV съезду ВКП б 23 декабря 1925 г. О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии. Доклад активу ленинградской организации о работе пленума ЦК ВКП б 13 апреля 1926 г. Об оппозиции и внутрипартийном положении. Доклад на XV конференции ВКП б 1 ноября 1926 г. Политический отчет Центрального Комитета XV съезду ВКП б 3 декабря 1927 г. Сталин сам о. Крестьянское хозяйство за время революции. Очерки экономической истории России и СССР. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции СССР и РСФСР. Конспект заключительной речи Что такое СССР и куда он идет? К истории русской революции. Итоги работы и задачи Наркомата труда СССР. Положение рабочего класса в СССР. На путях к денежной реформе. Денежная политика советской власти 19171927. Письма, дневники и воспоминания 358. На боевых постах Февральской и Октябрьской революций. Вольский Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы в ВСНХ во время НЭП. « Чувство такое, что мы на вулкане». « Важно содержание: свобода слова, мысли, веры». Вокруг ленинского « Письма к съезду» письма Ленина «К вопросу о национальностях или об « автономизации» письма Троцкого, март-апрель 1923 г. Троцкого « Уроки Октября» октябрь 1924 г. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. « В предчувствии перелома» Последние письма и записки «Мы принципиально могли бы быть друзьями сионистов» записки Ягоде, март 1924-май 1925 г. Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и советско-государственного работника. « Начало разгрома профдвижения». Цюрупе 14 февраля 1920 г. Сталину 16 февраля 1920 г. Крестинскому 27 августа 1920 г. Манучарьянц в 1920 г. Попову 30 октября 1920 г. Горбунову 3 сентября 1921 г. Горбунову 17 февраля 1922 г. Цюрупе 18 фераля 1922 г. Каменеву 3 марта 1922 г. Гойхбаргу 2 февраля 1921 г. О жизни и деятельности Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям. « Нам не в чем идти на Красную площадь». Место и роль НКВД в государственном механизме Башкирской советской автономной республики 1919-1925 гг. Органы партийно-государственного контроля в системе губернской власти в 1923-1929 гг. На материалах Нижегородской губернии. Социалистическая промышленность и мелкое крестьянское хозяйство в СССР в 20-е годы: Источники, методы исследования, этапы взаимоотношений. Образование народного комиссариата внутренних дел РСФСР и его деятельность по руководству строительством органов Советской власти на местах 1917-1918 гг. Деятельность Коммунистической партии по формированию кадров центрального государственного аппарата в восстановительный период. Государственная социальная политика в отношении детей: опыт и уроки 1920-х годов на материалах Москвы и Московской губернии. Дискуссии и внутрипартийная борьба в большевистских организациях Сибири ноябрь 1919 — декабрь 1929 гг. Частный капитал города в 1920-е годы: от возрождения к ликвидации на материалах Сибири. Формирование школьной системы обучения в Советской России. Иностранцы в Советской России в 1920-1930е гг. Источники и методы социально-исторического исследования. Изменения в социальной структуре российского общества по материалам переписей населения 18971939. Политика аппарата ЦК РКП б -ВКП б в области исторической науки в 1919-1929 годах. Нефтяная промышленность России-СССР в 1917-1928гг. Политика советской власти в сфере труда. Центральная власть и аппарат управления в России, февраль-октябрь 1917 г. Американская послевоенная советология: методология источниковая база. Ленин и его политическое окружение в новейшей историографии, 1987-1999. Субъект и объект социального управления. Создание советской государственности: теория и практика 1917-1922 : Автореферат дис. Переход к НЭПу и реорганизация НКВД РСФСР. Идеи мировой революции во внутренней политике советского руководства и в общественном сознании россиян. Провинциальное чиновничество Европейского севера России 1918-1920-х годов на материалах Архангельской и Вологодской губерний. Советская военная элита 20-х годов: состав, социокультурные особенности, политическая роль. Советы народного хозяйства Среднего Поволжья в 1918-1920 годах. Борьба за лидерство в РКП б и её влияние на создание наменклатурной системы в 20-е годы. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений. Исторические аспекты становления российской технократической элиты 1917-1996 гг. Человек и государственное управление. Олигархическая и демократическая тенденции в РКП б в начале 20-х годов На материалах Сибири. Поиск путей экономического развития страны ивнутрипартийная дискуссия 1923-1924 годов. Новая экономическая политика: государственное управление и социально-экономические проблемы 1921-1928 гг. Военный коммунизм в России. Социальноvэкономические противоречия и государственная политика. Децентрализм в истории развития российской государственности XX. Интеллигенция России в отечественной историографии 1917 — 90-е годы XX века. Социальная политика России в отношении молодежи в 20-е годы: опыт, уроки. Теоретико-концептуальные основы отечественной историографии в 1920 — е годы. Организация управления наукой СССР в условиях складывания тоталитарного режима 20-30-е гг. Власть и управление в России: эволюция институтов государственной власти и систем государственного управления. Продовольственная политика в России. Создание и функционирование управленческих структур Высшего совета народного хозяйства в 1917-1921 гг. Антигосударственные вооруженные выступления и повстанческие движения в Советской России 1921-1925 гг. Политическое сознание рабочих Петорограда в 1917-1923 гг. Высшие органы власти и управления их руководители. Деятели СССР и революционного движения России. История государственных учреждений СССР. Материалы к источниковедению историографии 1917-1990 гг. Советская управленческая мысль 20-х годов. Лубянка: ВЧК ОГПУ - НКВД - МГБ - МВД - КГБ, 19171960. Народное хозяйство Союза ССР в цифрах. Справочник опубликованных документов по истории России XX века из государственных и семейных архивов по отечественной журнальной периодике и альманахам 1985-1996. Об-во Мемориал, РГА СПИ, ГА РФ. Советская страна в период гражданской войны. Библиографический указатель документальных публикаций. Советская страна в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. Библиографический указатель документальных публикаций. Справочник Комиссии о внутренней торговле при СТО. Справочник Народного Комиссариата по делам национальностей. Справочник по центральным и главным управлениям ВСНХ. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Хроника событий и фактов 1917 1965. Политическая экономия в 4томах. Организационно-хозяйственная деятельность ВСНХ в первые годы Советской власти 1917-1921 гг. Производственные объединения их роль в организации управления советской промышленностью 1917- 1932 гг. Методологические основы реформ административно-территориального устройства РСФСР в 20-х годах. Актуальные проблемы теории истории. Материалы « круглого стола» 12 января 1994 г. На путях к будущей России советский строй и его политические возможности. Русский народ и государство. Новая книга о Историография изучения национальной политики- Исторические исследования в России. Лениным причин кризиса 1921 г. Обзор правовой организации и деятельности 480. РКИ за 2 года. Очерки федерального управления СССР. Развитие организационных форм управления государственной промышленности в СССР. Система органов государственного управления в советской социалистической федерации. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способы легитимизации политической власти в России. Обзор деятельности Наркомата труда за 1921 г. К IV сессии ВЦИК. Этапы развития Наркомата труда. История государственной службы в России. Очерки по истории денежного обращения в СССР 1917-1925 гг. Создание Госбанка и его деятельность в первые годы нэпа. Тридцатилетие денежной реформы 1924 г. Россия: критика исторического опыта. Итоги историографического изучения образования СССР. Из истории разработки Конституции РСФСР 1925 года. Историко-партийные документы: рабочий класс в первые годы Советской власти. Реформирование земельных отношений в Росии в XIX XX вв. Социалистическая промышленность и мелкое крестьянское хозяйство в СССР в 20-е годы: Источники, методы исследования, этапы взаимоотношений. Историческая развилка весны 1918 г. АО « Советская энциклопедия». От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. II «Становление идей о социалистическом классовом правосудии: 1917-1922 гг. Имперство и российская революционность. Откуда и куда идешь, Россия? Опыт осмысления послеоктябрьской истории и будущего россиян. Буржуазия и помещики в 1917 году. Материалы II Научных чтений памяти академика Историческая наука российской эмиграции: « евразийский соблазн». Ленинская концепция социалистического управления. Коминтерн: первые десять лет. Рецензия: Коминтерн идея мировой революции. Русский народ в национальной политике. Политика как призвание и профессия. Организация государственной промышленности в СССР. В 2 -х томах. Прощание с Марксом Алгоритмы истории. Организация управления индустриальное развитие. Краткий очерк управления в России от Петра Ве-ликаго до издания общаго учреждения министерств. Консервативная модернизация в СССР. От самодержавной к советской России. Власть и реформы в России. Власть и советское общество в 1917-1930-е годы: новые источники. Советское государственное управление и система его органов. Карл, ты не прав! О переоценке полемики Лаврова в идейной борьбе 1920-х годов. Господствующий класс Советского Союза. Орган русской религиозной мысли. Разгром Коммунистической партией троцкизма идругих антиленинских групп. Ноябрь 1920 1925 гг. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. Исторические исследования в России. Орлов: « Не хочу быть Молчалиным! Ленин — председатель Совнаркома и СТО. Из истории государственной деятельности Ленина в 1921-1922 гг. Протоколы Совнаркома РСФСР как исторический источник для изучения государственной деятельности 555. Из истории строительства Советов ноябрь 1917 г. « Военный коммунизм»: политика, практика, идеология. Великий Октябрь и становление советскойсистемы управления народным хозяйством ноябрь 1917-1920 гг. Рабочий класс в управлении государством. Влияние гражданской войны на формирование советской политической системы 1918-1920 гг. Формирование советской политической системы. Советские управленцы 1917-1920 гг. Послереволюционная Россия 1917-1928 годы. НЭП и советская политическая система. Институт российской истории РАН. Размышления о предпосылках итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. Революция, военный коммунизм и нэп глазами петроградцев. « Дмитрий Буланин», 1999. Системный анализ партийно-государственного управления советской культурой. Государственная служба комплексный подход. Руководители авторского коллектива Государственное управление: основы теории и практики. Научные труды Свердловского юридического института. Старый и новый быт. « Как я документально установил» или « Смею утверждать». Ленинские эскизы к портретам друзей и врагов. Хабаровск-Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. Торговая политика Советского государства после перехода к нэпу. Главный штаб социалистической промышленности. Некоторые особенности методов управления промышленностью СССР в 1926-1932 гг. Социалистическое обобществление промышленности в СССР по материалам переписи 1918 г. Данные о составе служащих народных комиссариатов РСФСР По материалам переписи служащих советских учреждений Москвы 1922 г. Вопросы теории истории. Рабочий класс Советской России в первый год пролетарской диктатуры. Опыт структурного анализа материалов профессиональной переписи 1918 г. Историческая наука российской эмиграции: « евразийский соблазн». История финансов СССР 1917-1950 гг. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. Категория соборности в русской литературе. III XVII-начало XVIII века. III XVII-начало XVIII века. Декреты о земле, рабочем контроле и национализации банков. « Маленькие люди» и « большая история»: иностранцы Московского электрозавода в советском обществе 1920 — 1930 гг. Проблемы источниковедения советской истории. Строительство социализма в СССР. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. Аппарат ЦК РКП б ВКП бцензура историческая наука в 1920-е годы. Новгород: ГИПП «Нижполи-граф», 2000. Аппарат ЦК РКП б : структура, функции, делопроизводство. Основы теории государственного управления. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918-1928 года. Политический дискурс: слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. Всероссийские съезды Советов в первые годы пролетарской диктатуры. Россия: критика исторического опыта. Создание советского центрального государственного аппарата. Совет Народных Комиссаров и народные комиссариаты. Ленин и строительство Советского государства октябрь 1917-июль1918 гг. Ленин в Октябре и в первые годы Советской власти. Председатель Совета Народных Комиссаров 652. Очерки государственной деятельности в 19171918 гг. Ленина в 1917-1922 гг. Материалы переписи служащих 1918 г. Председатель Совнаркома и Совета Обороны Очерки государственной деятельности в июле 1918 марте 1920 года. Происхождение и характер безработицы в СССР. Понятия « законность» и « целесообразность» в советской правовой теории 20-х гг. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР 20-е годы. Историография истории КПСС в период восстановления и развития народного хозяйства 1921-1925 гг. Историография источники истории государственных учреждений и общественных организаций СССР. Исторические этюды о Французской революции. Далина к 95-летию со дня рождения. История государственных учреждений СССР Уч. Русская философия собственности XVII-XX вв. Источниковедение истории советского общества. Крестьянская община и кооперация России XX века. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. Большевистская революция 1917-1923, т. Исторический опыт КПСС по осуществлению новой экономической политики 1921-1925 гг. Уставы местных партийных организаций РКП б в 1918-1919 гг. Профсоюзы и Советское государство Дискуссии 1917-1920 гг. Организация и формы деятельности ВЦИК. Очерк деятельности народного комиссариата земледелия за три года 1917-1920. Теория, практика искусство управления. Учебник для вузов по специальности « Менеджмент». Путь к социализму: трагедия и подвиг. Большевики — якобинцы и призрак термидора. Дореволюционная история России в идеологии ВКП б 30-х гг. Малый Совнарком РСФСР 1917-1922 гг. Становление органов государственного управления. Правовые основы организации и деятельности Советского правительства в 1917 — 1922 гг. Общество старых большевиков 19221935 гг. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 декабрь 1991. Советская управленческая мысль 20-х годов. Советская управленческая мысль 20-х годов. Научный менеджмент: российская история. Ленин как предмет исторического исследования. « Харизматический властный союз». Новейшие исследования о Ленине и его политическом окружении. АИРО — научные доклады и дискуссии. Темы для XXI века. Духовные предпосылки сталинского поворота 1917 1928. Своеобразие русского исторического процесса: о дискуссии Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Проблемы историографии Советов периода строительства социализма 1921-1936 гг. Очерк истории Советской Конституции. Рецензия на книгу: Варшавчик 717. Роман Малиновский: судьба и время. Участие общественности в осуществлении исправительно-трудовой политики 1917-1933 гг. Хозяйственная реформа 1921-1923 гг. Переход к нэпу и революционная законность. История государства и права России. Выбор пути: бюрократическая централизация или демократизация? Демократическая альтернатива середины 20-х годов. Реформы управления в Советской России. Политическая экономия в связи с теорией советского хозяйства. Ленинский Декрет о земле и современность. Рождение советской империи: государство идеология в 1917 1922 гг. Советская государственность: замыслы и действительность 1917-1920гг. Создание советской государственности: теория и практика 1917-1922 : Автореферат дис. Местные органы власти Советского государства 1917-1920 гг. Празднества Великой французской революции в 1789-1793 гг. IV XVIII — начало XIX века. Развитие законодательства о советских представительных органах власти некоторые вопросы истории, теории и практики. Рукопись о русской революции Вступит. Частная промышленность в годы нэпа 19211929. Государственная промышленность в годы нэпа 1921-1929. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996. Соотношение экономики и политики. История народного хозяйства СССР. К вопросу об источниках изучения внутренней политики большевиков в 1917-1925 гг. Идеи мировой революции во внутренней политике советского руководства и в общественном сознании россиян. От мировой революции к построению социализма в одной стране. Концепции политических партий в трудах Бюрократия в системе политической власти. Критика экономической платформы троцкизма по вопросам строительства социализма в СССР. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001. История советского государственного управления октябрь 1917 г. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы. Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. JI Аграрные преобразования Октябрьской революции в Центральных районах России Анализ анкет, составленных весной 1918 г. Этика добра и общая экономическая теория Интеллектуальный вызов Дж. Комитет науки при Совнаркоме в 1922—1924 гг. История ценообразования в СССР 19171963 гг. Партийный аппарат: становление и развитие 1917-1941 гг. В поисках истинного Октября Размышления о советской истории, западной советологии и новой книге Из-под глыб, но что? Экономические дискуссии 20-х годов. Денежная реформа 1922-1924 гг. Из истории распространения сталинизма. «Краткий курс истории ВКП б » энциклопедия идеология сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг. Россия после четырех лет Революции. Политическая социология бюрократии Библиотека серии « Специализированные курсы в социологическом образовании». Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Первые залпы на плановом фронте. Госплан и Нар-комфин в 1922-1925 гг. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. Красный террор в России. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Труд и безработица в России 1921-1924 гг. Социальная история России периода империи XVIII начало XX. Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Из истории формирования кадров Наркомата путей сообщения в первый год пролетарской диктатуры. По данным Переписи служащих Москвы 1918 г. Партия и Советы в Октябрьской революции. Формирование органов центрального управления Советской России в 1917-1918 гг. Советы народного хозяйства Среднего Поволжья в 1918-1920 годах. « Триумвират» или « семерка»? Из истории внутрипартийной борьбы в 1924-1925 годах. Новый взгляд на события и факты. История и организация делопроизводства в СССР. ЦКК в борьбе за единство и чистоту партийных рядов. Государственная промышленность в начале 20-х гг. Аппарат низовых советских органов по материалам обследования НК РКИ РСФСР. Хозяйственная политика правого большевизма и её изменения под влиянием борьбы за власть. Сталин и борьба за лидерство в большевистской партии в условиях НЭПа. Население России в XX веке. Об историческом пути КПСС, Поиски новых подходов. Научная организация труда двадцатых годов. Национальный вопрос на XII съезде РКП б. «Соотношение политики и экономики. Письма Владимира Ильича Ленина. По страницам Полного собрания сочинений. Уставы местных организаций РСДРП. Поворот, которого не было: борьба за внутрипартийную демократию 1929-1924 гг. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918 гг. Социологический анализ « писем во власть» 19171927 гг. Новая экономическая политика: История, опыт, проблемы. Очерки по историографии советского общества. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов. Сталинизм: становление механизма власти. Механизм политической власти и строительство сталинского социализма. А Крестьянский Брест или Предыстория большевистского НЭПа. А Военный коммунизм в России : власть и массы. Россия при старом режиме. III XVII-начало XVIII века. Организация финансового управления СССР. Кадры коммунистической номенклатуры: методы подбора и воспитания. Трестирование промышленности СССР в 20-е гг. От номенклатуры к олигархии. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. Драма российских реформ и революций. Покровский автор вступительной статьиС. Политические партии России: история и современность. Работа, по мысли Ильича, сделанная Население Советской России в 1917-1920 гг. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. Историческая наука: люди и проблемы. Новая экономическая политика: разработка и осуществление. Правовые проблемы истории государственных учреждений. Советское источниковедение ленинского наследия. Экономическая чума: Военный коммунизм в России. Проблемы источниковедения историографии. Научных чтений памяти академика Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX-XX веков. Профессионализм историка идеологическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской истории. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. Коммунистическая партия организатор совершенствования управления промышленностью в восстановительный период 1921 — 1925 гг. Борис Бруцкус историк народного хозяйства России. Сельские Советы и земельные общества. Государство буржуазии и РСФСР. Право, наше право, чужое право. Роман Малиновский: судьба и время. Российский старый порядок: опыт исторического синтеза. « Круглый стол», обсуждение монографии Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Управление промышленностью в России. Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. Русский путь в развитии экономики. Богданов и создание нового человека: взгляды большевиков на человека и вселенную. Форум японских и российских исследователей. К 60-летию профессора Вада Харуки. Организация Российской государственной промышленности. Документы КПСС как источник по истории советского общества. Материалы II Научных чтений памяти академика Областные объединения Советов России. Роль ВЦИК в становлении советской государственности ноябрь 1917 — январь 1918 гг. Российское государство и общество. Историография и внутрипартийная борьба: дискуссия 1924 1925 гг. В преддверии « Великого перелома». Советская финансовая политика в условиях нэпа 1921-1927 гг. Термидор, брюмер или фрюктидор? О « Беглом взгляде на Россию» Дж. Об экономических и политических последствиях краха коммунизма. Феномен возникновения российской социал-демократии. Советский государственный аппарат управления. Вопросы организации и деятельности центральных органов. Деятельность НКЮ РСФСР в области судебного управления в 20-е гг. Межвузовский сборник научных трудов Свердловского юридического института, 1983. Советское прошлое: поиски понимания. Советы: история и современность. Проблемы источниковедения советской истории. Учебное пособие для вузов. Материалы II Научных чтений памяти академика Общество казарма от фараонов до нашихvдней. Высший совет народного хозяйства и советская наука. Структура и состав органов ВСНХ в центре и на местах в 1921 г. Форум японских и российских исследователей. К 60-летию профессора Вада Харуки. Судьбы реформ и реформаторов в России. Власть и управление в России: диалектика традиций инноваций в теории и практике государственного строительства. История государства и права России. Советский и современный периоды. Сталин: путь к власти. Новая экономическая политика: взгляд из Русского зарубежья. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов их преодоления. Руководители авторского коллектива Серия «Россия — Германия — Европа». Тоталитаризм как исторический феномен. Как овладеть мастерством историка. Состав партийных организаций в конце 20-х годов. Опыт количественного анализа по материалам Всесоюзной партийной переписи 1927 г. Пролетарская революция и государственный аппарат. Харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. ВЦИК в первые годы Советской власти. Советская власть и буржуазные специалисты. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к нэпу. ВСНХ: идея и реальность. Зарождение советской системы управления промышленностью. Зарождение советской системы управления промышленностью. Механизмы политической власти в 1930-е годы. Реформирование системы государственного управления промышленностью в 1918-1919 гг. Северо-Запад России в системе промышленного регионализма 1918-1920 гг. История Советского Союза 1917-1991. Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира. Синдикаты и тресты в дореволюционной России и в СССР. Воплощение ленинских принципов партийной информации в 1918 — 1920 гг. А « Профессор с пикой» или Три жизни историка « Социология господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Вопросы организации низового советского аппарата. Духовные предпосылки сталинского поворота 1917 — 1928. Русская революция и рабочее самоуправление. Революция как момент истины. Россия 1905 — 1907 гг. Чиновный мир России: XVIII начало XX века. Протоколы СНК РСФСР 1918-1920 гг. Георгий Чичерин и советская внешняя политика. Послереволюционная Россия 1917-1928 годы. Экономическая энциклопедия « Политическая экономия». От административно-командных к экономическим методам управления.

аритмия после еды причины

Смотрите также:



Коментарии: